Не торгуйтесь с айтишниками

НИ-КОГ-ДА с айтишниками не торгуйтесь. За сайт просят 80 000 р.? Наверняка они забыли посчитать со сроками, увеличенными в 4 раза. И так проблемы будут из-за неучтёных неувязок, которые не предвидеть. Но если вы заплатите столько, сколько попросят — во всём виноваты сами. Так что не торгуйтесь — не на базаре же. IT область сложная, исполнителям легко обмануть заказчика.

Как вы поймёте, что Вас не обманывают? Ведь есть много схем:

  1. Банальный недодел
  2. «Сыр в мышеловке»
  3. Подписка на воздух
  4. «Хлестаков»
  5. «Пока папа спит»
  6. «Батарейки для часов»
  7. «Нищий принц»

##Банальный недодел
Всё просто — можно сделать всё внешне хорошо и здорово. «Хотите на 40 000р дешевле? Поработаем на дешевле». Не обязательно исполнители будут знать о том, что не так. Им достаточно просто не протестировать сайт после того, как он будет закончить.

Ошибки, недоработки есть всегда, для этого нужны проверки, которые всё равно выявляют не все. Заказчики заметят проблемы нескоро, да и когда заметят — надо ещё понять, чтоэто сделали плохо. А для этого нужно на каком-то уровне разбираться в деле. Так что обычно прокатывают разные отмазки.

Кроме того, это отличный задел для следующей схемы.

##«Сыр в мышеловке» Вы когда-нибудь покупали дешёвый принтер? Обычно его цена радует только, пока картридж не кончается. А потом резко выясняется, что картридж стоит как полпринтера. И в расчёте года на два дешевле было купить принтер подороже, но с дешёвыми картриджами.

Так же можно сделать с сайтом. Сначала вам делают дешёвый сайт на системе собственной разработки. Потом оказывается, что вам нужно добавить какой-то небольшой функционал. И вот за него дерут втриорога. А к другим не уйдёшь — говорят, с этой системой мы не работаем, потому что она нам не знакома/очень сложная/ужасно сделанная/защищёная от других разработчиков.

##Подписка на воздух

Часто делается с клиентами, у которых есть деньги. Их убеждают, что для эффективности сайта/группы в соцсети и т.д. нужно регулярно делать вещи, толку от которых никакого. И это в лучшем случае. В худшем случае «воздух завозится с Плутона» (он там страшно ядовит для человека). Например, примитивные накрутки ссылок и посещений. После непродолжительного прироста трафика и позиций в поисковиках последует продолжительный спад, значительный спад. Потому что Яндексу и Гуглу такое не нравится. Хотите?

##«Хлестаков» Почти то же самое. Значимость и сложность решения какой-то проблемы раздувается (пустозвона Хлестакова называют ужасным РЕВИЗОРОМ) и раздувается. Вместе с этим раздувается цена. Я видел сайт-визитку за 120 000 рублей. Такой, какой смог бы сделать третьекурсник. Да, такой же примитивный и при этом полный недоделок и ошибок (см. пункт «Банальный недодел»).

Так же можно раздувать ценник за счёт фиктивного опыта и образования, о чём писал выше. Даже профессионал может задирать ценник выше своей стоимости.

##«Пока папа спит»
Стандартная история — ночью взрослеющий сын угоняет папино авто погонять с друзьями. Так же вебмастер может использовать сайт по своему усмотрению. Добавить туда скрипты, которые будут жить своей жизнью, и не ночью, а 24 часа в сутки. Например, страницу со ссылками на сайты с низким рейтингом, которые будут ежемесячно ему за это платить. А если вы обнаружите — скажет, что сайт взломали и за отдельную плату всё уберёт. И придумает что-нибудь другое.

##«Батарейки для часов»

Старый добрый Ералаш со смехом показывает горькую правду жизни. Создатели вашего сайта или рекламщики могут впарить очень продвинутый функционал, который на деле окажется не просто бесполезным, а стопорящим процесс. Но заметно это обычно становится только некоторое время спустя, когда нужно двигаться дальше. А в итоге приходится тратить время на другое. Начинать вроде бы уже сделанное сначала.

Рекламщики сейчас любят продавать продвижение в соцсетях. Но в большинстве случаев затраты не окупаются. Различные сувениры там идут хорошо, а вот вещи подальше от личной жизни не очень.

##«Нищий принц» Компания очень известна на рынке, но пару месяцев назад у неё случился кризис и почти все сотрудники разбежались. И вместо них быстро понабрали кого попало. Клиенты поймут, что отдали кучу времени и денег зря , но скорее всего уже после того, как потратят ощутимое количество времени и денег.

##Менеджером дело не заканчивается
Все эти безобразия могут быть сделаны исключительно разработчиками, без ведома менеджера. Потому что менеджеры сами часто слабо разбираются в области, но при принятии решений не советуются с программистом/верстальщиком/дизайнером. «Когда нужно сделать?» — «Вчера!!!».
Бывают случаи «мин», которые оставляют айтишники, не уверенные в том, что им заплатят. Например, однажды команда программистов обнаружила, что причина сбоя в работе сайта код с комментарием «если вы это читаете, то эти жлобы мне так и не заплатили». Код проверял, наступила ли уже определённая дата, и блокировал всё.

По всем этим причинам не жадничайте. Исполнитель вас устраивает — платите сколько просят. Не устраивает или вызывает подозрение — ищите другого. Тогда у разработчиков не будет причин мстить Вам.

comments powered by Disqus